РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дополнительного образования

  «Камнерезное искусство»

(5-7 классы)

на 2016 – 2017 учебный год

 

 

 

 

                                                                                    Составитель:

                                                                     Покоянов Алексей Николаевич,

   преподаватель отдельной дисциплины

                                                                    «Технология» Кызылского ПКУ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Кызыл

2016 г.

I.                  Пояснительная записка

 

«Поистине, искусство заключено в природе; кто умеет обнаружить его, тот владеет им».

Альбрехт Дюрер

 

 «Искусство ревниво: оно требует, чтобы человек отдавался ему всецело».

Микеланджело

 

Программа внеурочной деятельности «Резьба по камню» для 5-7 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования с учётом военной составляющей в соответствии со спецификой образовательного учреждения. В ней соблюдается преемственность с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности кадет, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи. В основу программы положена авторская программа внеурочной деятельности «Резьба по камню» Автор преподаватель технологии высшей категории А.Н. Покоянов.

 Вклад учебного предмета в достижение целей основного общего образования. Настоящая программа ставит своей целью познакомить уча­щихся с наследием камнерезного искусства на территории Республики Тыва, привить любовь к этому виду народного художественного твор­чества, обучить практической работе с цветным поделочным камнем (главным образом, с мягким), умению разбираться в де­коративных свойствах отдельных видов камней, подбирать ка­мень в соответствии с творческим замыслом каждого учащего­ся, создавать и выполнять собственные композиции.

Примерная программа дополнительного образования кадет по камнерезному искусству для основной ступени общего образования основывается на принципах природосообразности, культуросообразности, коллективности, патрио­тической направленности, проектности, диалога культур, под­держки самоопределения воспитанника.

Принцип природосообразности предполагает, что процесс художественного творчества кадет должен основывать­ся на понимании и взаимосвязи с природным многообразием родного края, согласовываться с общими законами раз­вития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя.

Принцип культуросообразности предполагает, что худо­жественное творчество кадет должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответ­ствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур, специфическими особенностями, присущими тради­циям тех или иных регионов, не противоречащими общече­ловеческим ценностям.

В соответствии с принципом культуросообразности перед педагогом стоит задача, чтобы художественное творчество по­могало растущему человеку ориентироваться в тех изменени­ях, которые постоянно происходят в нём самом, в сфере ис­кусства, в окружающем его мире.

Трактовка принципа коллективности даёт юному человеку опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, может создавать условия для позитивно направленных самопознания, эстетическо­го самоопределения, художественно-творческой самореали­зации.

Принцип диалогичности предполагает, что духовно-цен­ностная ориентация кадет и их развитие осуществляются в процессе такого взаимодействия педагога и учащихся в художественной деятельности, содержанием которого яв­ляются обмен эстетическими ценностями (ценностями, вы­работанными историей культуры конкретного общества; ценностями, свойственными субъектам образования как представителям различных поколений и субкультур, а также совместное продуцирование художественных цен­ностей.

Диалогичность воспитания не предполагает равенства меж­ду педагогом и школьником. Это обусловлено возрастными различиями, неодинаковостью жизненного опыта, асиммет­ричностью социальных ролей. Но диалогичность требует не столько равенства, сколько искренности и взаимного по­нимания, признания и принятия.

Принцип патриотической направленности предусматри­вает обеспечение субъективной значимости для кадет идентификации себя с Россией, народами Рос­сии, российской культурой (в том числе художественной), природой родного края. Реализация принципа патриотичес­кой направленности в программе внеурочной деятельности предполагает использование эмоционально окрашенных пред­ставлений (образы политических, этнокультурных, эстетичес­ких явлений и предметов; собственных действий по отно­шению к Отечеству; стимулирование переживаний, которые ориентируют субъекта на действия, приносящие благо Оте­честву).

Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и «вы­ведение» подростка в самостоятельное проектное действие, развёртываемое в логике замысел — реализация — рефлексия. В ходе проектирования перед человеком всегда стоит задача представить себе ещё не существующее, но то, что он хочет, чтобы появилось в результате его активности. Если ему некто предварительно задал то, к чему он должен прийти, и он в этом не может ничего изменить, то для него нет проектирования. Он может прог­раммировать свои шаги, может составлять план исполнения, но собственно проектировать он в таком случае ничего не будет.

Принцип диалога культур в программе внеурочной дея­тельности подростков в сфере художественного камнерезного творчества предполагает:

    понимание основных сюжетов культурных объектов как основы для диалога культур о своей судьбе, своей жизни, о своём счастье в мире людей;

    рассмотрение художест­венного творчества как диалога культур всех участников кол­лектива;

Принцип поддержки самоопределения воспитанника. Са­моопределение в художественном творчестве — процесс фор­мирования личностью собственного осмысленного и ответ­ственного эстетического отношения к действительности. Приобретение подростком опыта самоопределения происходит в ходе взаимного, открытого друг для друга эстетического восприятия, переживания, пони­мания, создания художественных образов.

 

Цели:

·                   освоение основ камнерезного искусства, представлений о скульптурной резьбе на основе включения, учащихся в декоративно-прикладные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;

·                   овладение художественными и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования необходимой информации, проектирования и создания скульптурных и барельефных образов, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;

·                   развитие познавательных интересов, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

·                   воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

·                   получение опыта художественных знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Задачи программы.

·                   развивать индивидуальные и творческие способности;

·                    воспитывать уважение к народным традициям;

·                    развивать познавательной активности и самостоятельности;

·                   осваивать теорию и практику камнерезного искусства;

·                    принимать участие в выставках и конкурсах.

 

I.                  Общая характеристика учебного предмета

 

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, учебно-практические работы, метод проектов. Практические занятия по данной программе совмещаются с теоретическими, с экскурсиями в мест­ные художественные му­зеи, в мастерские скульпторов-камнерезов.

В процессе занятий учащиеся знакомятся с лучшими рабо­тами мастеров-камнерезов, находящимися в собраниях музеев, а также с творчест­вом современных мастеров, художников-камнерезов.

Важное место отводится копированию лучших образцов. На уроках широко используется иллюстративный материал, цвет­ные фотоиллюстрации по декоратив­ному искусству, народным художественным промыслам и по камнерезному искусству.

При проведении бесед с учащимися могут быть прочитаны или пересказаны страницы из популяризаторских трудов ака­демика А. В. Ферсмана, из Уральских сказов П.М. Бажова.

Программа предусматривает последовательное усложнение заданий, выполняемых учащимися, воспитание у них художественно-эстетических навыков по обработке камня, развитие творческого начала.

Первые приемы обработки мягкого поделочного камня пре­подаватель показывает учащимся на гипсовой отливке. При проведении вводных бесед, во время экскурсий в музей и на производство, при выполнении практических работ преподава­тель должен подчеркивать и демонстрировать неповторимость узоров каждого отдельного блока камня, их разнообразие и при­чудливость, что составляет основу различных художественных решений.

 

III. Результаты освоения программы

 

Учащийся первого года обучения научится выполнять поисковый этап при изготовлении миниатюрных скульптур, сможет выполнять задумки на бумаге и в пластилине. Сможет анализировать объемные изображения. Научится изготавливать несложные поделки из агальматолита. Сможет представлять свои работы на выставках и претендовать на призовые места.

Учащийся второго года обучения научится делать копии миниатюрных скульптур из агальматолита.  Сможет формировать скульптурную композицию исходя из формы и размера материала. Самостоятельно разрабатывать замыслы и осуществлять их в виде оригинальных миниатюрных скульптур. Сможет представлять свои работы на выставках, творческих презентациях и претендовать на призовые места.

 

Личностные результаты

К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:

·                   Проявление познавательных интересов и ак­тивности в данной области предметной деятельности.

·                   Выражение желания учиться и трудиться в декоративно-прикладном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей.

·                   Развитие трудолюбия и ответственности за ка­чество своей деятельности.

·                   Овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда.

·                   Бережное отношение к природным и хозяйст­венным ресурсам.

·                   Проявление технико-технологического и эко­номического мышления при организации своей де­ятельности.

 

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия:

·                   формирование умений ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы;

·                   оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла,

·                   соотнесение целей с возможностями

·                   определение шагов решения задачи

·                   предвидение итогового результата

·                   планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;

·                   поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.

Познавательные универсальные учебные действия:

·                   умение задавать вопросы

·                   умение получать помощь

·                   умение пользоваться справочной, научно-популярной литературой, сайтами

·                   построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

·                             умение обосновывать свою точку зрения (аргументировать, основываясь на предметном знании)

·                             способность принять другую точку зрения, отличную от своей

·                             способность работать в команде;

·                             выслушивание собеседника и ведение диалога.

Предметные результаты

1.                             В познавательной сфере:

·                   рациональное использование учебной и дополнительной информации для проектирования и создания художественных образов;

·                   оценка физико-механических свойств материала и области его применения;

·                   классификация этапов создания работ художественного направления;

·                   распознавание видов, назначения, инструментов и оборудования, применяемого в камнерезном искусстве;

·                   владение методами и художественными навыками по созданию замыслов, эскизов, набросков, композиции.

·                   применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического и гуманитарно-эстетического цикла в подготовке и осуществлении технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;

·                   владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда;

2.     В трудовой сфере:

·                   планирование процесса труда;

·                   проведение необходимых исследований при подборе материалов и проектировании работы;

·                   подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;

·                   выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;

·                   соблюдение норм и правил безопасности труда и пожарной безопасности;

·                   соблюдение трудовой и технологической дисциплины;

·                   обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;

·                   подбор и применение инструментов приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;

·                   контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям;

·                   выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;

3.     В мотивационной сфере:

·                   оценивание своей способности и готовности к выполнению собственных скульптурных произведений;

·                   согласование своих потребностей и требований с другими участниками познавательно-творческой деятельности;

·                   осознание ответственности за качество результатов творческой деятельности;

·                   стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов,

·                   денежных средств и труда,

·                   признание себя как мастера- камнереза

4.     В эстетической сфере:

·                   художественное преобразование замысла;

·                   декоративно-художественное оформление объекта творчества;

·                   композиционное оформление экспозиции;

·                   эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;

·                   опрятное содержание рабочей одежды.

5. В коммуникативной сфере:

·                   формирование толерантности в общении с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;

·                   выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;

·                   оформление коммуникационной и проектной документации с учетом требований действующих стандартов;

·                   публичная презентация и защита художественного решения и техники резьбы;

6.                В психофизической сфере

·                   развитие способностей к моторике и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении станочных операций;

·                   достижение необходимой точности движений при выполнении различных художественных и технологических операций;

·                   соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту с учетом требований;

·                   сочетание образного и логического мышления в процессе поисковой работы.

 

IV. Содержание программы

 

Введение.

Что из себя представляет искусство резьбы по камню. Разновидность поделочных камней. Правила техники безопасности и норм поведения в учебных художественных мастерских.

Раздел 1. Подготовка к работе с поделочным камнем.

Основные теоретические сведения

Геология поделочных камней. Инструменты камнереза их применение, заточка и Т/Б. Технологические операции по подготовке поделочных материалов к работе, грубая обработка, детальная обработка, окончательная обработка. Понятие об эскизе и наброске. Составление объемной композиции в пластичных материалах (пластилин, парафин).

Практические работы

Создание эскиза для выполнения барельефной резьбы. Подбор материала и инструментов. Планирование алгоритма действий.

Обработка пластичных материалов. Лепка из пластилина. Отработка навыков резьбы на парафине.

 

Раздел 2. Барельефная резьба.

Основные теоретические сведения

Понятие о рельефе и не полном рельефе. Виды фона: выбранный, заоваленный, подрезанный, зачеканенный. Порядок выполнения барельефных изображений.

 Изготовление изделия из камня в технике барельефной резьбы.

Раздел 3. Прорезная резьба.

Изготовление изделия из камня в технике прорезной резьбы.

Раздел 4 Скульптурная резьба.

 Изготовление изделия из камня в технике скульптурной резьбы. Знакомство с работами известных Тувинских камнерезов.

Раздел 5 Творческая, проектная деятельность.

Основные теоретические сведения

Выбор и обоснование темы проектов. Поисковая работа, создание эскизов, композиционное решение, элементы декора. Технические и технологические задачи, возможные пути их решения (выбор материалов, инструментов и технологий).

Практические работы

Обоснование выбора изделия. Поиск необходимой информации. Выполнение эскиза изделия. Презентация изделия.

 

Варианты объекты труда: плоскорельефные, прорезные ажурные, скульптурные художественные изделия из поделочного камня «агальматолит» 

V. Учебно-тематический план (1 год обучения)

№ п/п

Название раздела

Кол-во часов

Теоретические

Практические

1.

Введение Инструктаж по Т.Б.

1

1

 

2.

Подготовка к работе с поделочным камнем.

 

        2

2

 

3.

Барельефная резьба

 

17

3

14

4.

Прорезная ажурная резьба

14

2

12

5.

Скульптурная резьба

16

2

14

6.

Творческая, проектная деятельность

18

3

15

 

Итого

68

12

56

 

VΙ. Учебно-тематический план (2 год обучения)

№ п/п

Название раздела

Кол-во часов

Теоретические

Практические

1.

Введение Инструктаж по Т.Б.

1

1

 

2.

Орнаментальные элементы в объеме

10

1

9

3.

Скульптура копии по образцу

 

       10

1

9

4.

Композиция, вписанная в кусок материала.

22

1

21

5.

Творческая, проектная деятельность

25

3

22

 

Итого

68

7

61

Колонка 1
Колонка 2